griden simvol 

О происхождении названия

медитативно-сенсорной гимнастики «ГРИДЕНЬ»

 

Дмитрий Мельничук

 

В далёком прошлом существовали два основных направления воинской культуры. Наш народ, вынужденный одновременно сражаться и созидать, сформировал два общественных института, способных обеспечить безопасность родной Земли: воины – профессионалы-дружинники (дружина) и вои – воины-труженики – казаки и ополченцы. С раннего детства будущий мужчина готовился к борьбе за целостность и неприкосновенность рода, к защите слабых и беспомощных… А для этого он постигал необходимый для воина комплекс навыков.

 

Профессиональные воины-дружинники были постоянной военной силой на Руси в IX–XIV вв. Дружина делилась на старшую и младшую.

 

Старшая дружина состояла из избранного круга воинов-дружинников и по сути являлась военным, политическим, экономическим, социальным и интеллектуальным советом князя. Старшие дружинники были образованными людьми. Они обладали широкими политическими, экономическими и военными знаниями, умели не только формировать и водить полки, но и  обладали опытом военного искусства. Они наделялись широкими государственными полномочиями. Часть старших дружинников постоянно находилась при князе. Члены старшей дружины, как правило, имели собственные дружины. Дружина была ядром вооружённых сил и в качестве постоянного войска становилась во главе воев – народного ополчения, которое князь собирал для похода.

Младшая дружина всегда находилась при князе, являясь его постоянным вооруженным отрядом. Младшая дружина располагалась при княжеском дворе и в мирное время в основном выполняла административно-хозяйственные функции. Младшие дружинники, кроме военной (ратной) службы, исполняли иные обязанности: охоту и отлов птицы в княжеских и боярских уделах; поиск и поимку воров и разбойников; охрану посольств; обеспечение судо- и делопроизводства и др.

 

Младшую дружину составляли:

 

  • «Гридни»телохранители вождей и князей, мужчины в возрасте от 20 до 55 лет, находившиеся не только при князе, но и при посадниках. Они обладали более высоким профессиональным и социальным статусом, нежели рядовые дружинники. Это была основа младшей дружины.
  • «Детские» и «Отроки» – подростки в возрасте до 15 лет.
  • «Юные» – молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет.
  • Воины из народа – «мужи хоробрствующие, добрые, сильные» – вольные военные слуги, поступившие на полное обеспечение князя.

«Детские»,«Отроки», «Юные» и «Гридни» – это дети боярских родов. Привлекая в младшую дружину молодую поросль из боярских родов, князья обеспечивали себе определённые гарантии добросовестной службы старших дружинников на порученных им в управление и оборону рубежах земли родной. При смене князя бояре вместе с клятвой в своей верности преемнику определяли в княжескую младшую дружину своих детей. Это могли быть «Отроки», «Юные» или уже  взрослые воины – «Гридни». Кроме того, «Отроки», являясь рядовыми воинами, исполняли различного рода служебные обязанности при княжеском дворе, а в случае надобности вооружались и назывались тогда «Отроками дружными».

 

Младшие дружинники были людьми вольными и могли, смотря по службе и по распоряжению князя, поступать и в старшую дружину. Переход из младшей дружины в старшую был возможен или по особому расположению князя, или за особые заслуги и подвиги. Младшие дружинники, принимая участие в военных походах князей, обыкновенно составляли сторожевые полки его войска. Они же содержали разъезды в степях для наблюдения за кочевниками.

 

Культура воспитания воина-профессионала была направлена на познание всего многообразия движения жизни, а не только на изучение специальных упражнений и являлась путём постижения состояния целостности и подготовкой к бою как к особой стороне жизни.

 

Воинская культура воев наиболее архаична, т.к. институт самообороны рода возник раньше регулярных воинских формирований (дружин). И наши предки выработали уникальный способ подготовки воинов без оторыва их от обязательного труда. Нравственные и философские представления о воине-труженике были выработаны в глубокой древности. Труд рассматривался воями как основа для овладения боевым искусством. Трудовой навык – динамический, энергетический и психологический – ложился в основу навыка воинского. Таким образом, совершенствование в труде приводило к росту мастерства воя в рукопашном бою. В этой системе воспитания воина-труженика подготовкой к бою становились не только специальные упражнения, но и жизнь во всём её многообразии. Правильно было бы говорить иначе, не «вся жизнь – это подготовка к бою», а так: «бой – это одно из проявлений жизни». Он проходит по тем же законам, и поэтому его нельзя вырвать из жизни. Нужно продолжать познавать мир через бой, как через труд или песню. Так же, как и воины-профессионалы, воины-труженники имели свою систему подготовки подрастающего поколения, овладения искусством самообороны и боя.

 

В основе системы подготовки, развития навыков боя было понимание, что невозможно заранее подготовить приёмы на все случаи жизни, но можно научить тело «думать», т.е. интуитивно находить выход из внезапных ситуаций. Этот навык достигается за счет многократного исполнения упражнениий, основанных на принципе естественного целостного волнового движения, а также за счёт развития метафизических аспектов восприятия жизни. В результате таких тренировок человек обретает готовность к любым ситуациям, и нападение на него становится лишь поводом для телесной импровизации, позволяющей максимально эффективно отразить внезапную атаку.

 

У воинов-дружинников и воев главным мировоззренческим ориентиром была Любовь, причём Любовь сотворяющая, Любовь к Богу-Творцу, Традиции и сакральному наследию предков, родной земле, женщине, роду – в ней исток Силы предков. И здесь необходимо дать разъяснения в понимании роли Бога – Творца в Традиции. Как и в мировых религиях, в Учении Великой Северной Традиции существует понятие Великого Первотворца – «Того Кто Был Всегда». Он создал и «Матерь Пряху», и Вселенную и осознавался нашими предками как изначальный исток сотворяющей и очищающей Силы. Поэтому стремление защитить Отечество, Традицию предков, мать, любимую порождает Силу воина. И чем сильнее он любит женское, рождающее начало своей земли, воплощающееся в матери или любимой женщине, тем твёрже становится мужчина на поле брани, тем сильнее помогает ему мать сыра-земля. Кроме того, воину помогают предки! Он генерирует в себе их Силу, обретает стать богатырскую. Полноценным воином считался мужчина, имеющий любимую жену и детей. Именно семья была тем родником, из которого воин пил живую воду Силы, в ней воплощалась живая идея Родины-Матери. И тогда воин становился сотрудником и сотворцом «Того Кто Был Всегда» на Земле и в пространстве Вселенной, получал его помощь, становился Проводником Силы Его Любви и Света. И обретались эти навыки не только в бою, но и в труде и просто в жизни! Поэтому для воя труд считался залогом Истины, а трудовое движение – движением истинного боя. Вспомним: именно Иван – крестьянский сын защищал в трудное время Русь от разрушения.

 

Для воина-профессионала совершенствование себя посредством достижения целостности и развития навыков боевого мастерства являлось путем познания Истины. Из этих древних практик и было сформировано психоволновое комплексное действие, названное «ОГНЕЯР», благодаря которому воин мог достигнуть состояния мощи и духовного взлёта, рождая волну «солнечного огня» в пространстве вокруг себя.

 

Разумеется, идеология воина, ориентированного на защиту, а не на нападение, опиралась на созидание как в труде, так и в ратном деле. Сама война рассматривалась воинами-профессионалами и воями как формирование совершенного Мира, очищение его от скверны. Устойчивое, поступательное развитие воина-профессионала или воя возносило их к вершинам воинского мастерства, они достигали высшего уровня – Витязи. Витязи обретали такое состояние внутренней целостности и чистоты Духа, Души и Тела, при котором становились Проводниками Силы Любви и Света Творца. Витязем мог стать только тот профессиональный воин или вой, кто становился настолько чистым и светлым в Духе, что происходило «открытие» его данного свыше, генетически обусловленного потенциала. Такой человек мог принимать Духом, Душой и Телом Силу изначальной волны Любви и Божественного Света и направлять её через себя. При этом он находился в Потоке Силы и становился практически неуязвимым и неутомимым в бою. Разве можно победить Любовь? Разве можно cражаться с Любовью? Витязи в совершенстве владели своим Телом и его скрытыми возможностями. Небольшой отряд витязей мог противостоять целым ордам нападающих. Витязи могли замедлять время, менять метрику пространства, управлять намерением и мыслями противника. Имея броню из булата, они становились практически неуязвимыми для любого оружия. Огромные армии бывали разбитыми и разбегались под ударами относительно небольших дружин витязей.

 

А воинское совершенствование начиналось со ступени Гридень. Они (Гридни) оберегали жизнь и личное пространство вождя и полководца. Такая задача требовала от воинов особого внутреннего состояния и поведения. По сути Гридень – это воин особой квалификации и состояния незамутнённости Духа. Благодаря целостному развитию Духа, Души и Тела он обладал особыми психоэнергетическими и метафизическими навыками, что помогало исполнять трудную и опасную службу по защите первых лиц общества. Ему не требовалось иметь тяжелое вооружение, т.к. его задача – гармонизация пространства окружающего вождя и полководца, в случае необходимости – организация обороны. Одним из разделов подготовки такого воина была особая медитативно-сенсорная гимнастика, сочетающая в себе задачи сохранения здоровья и целостного развития духовного, душевного, физического, психического, энергетического и прочих аспектов человека и воина. Поэтому комплекс гимнастических упражнений, адаптированный к современному восприятию, назван в честь древних воинов – «ГРИДЕНЬ». Его можно применять для укрепления и сохранения здоровья, восстановления былой легкости и свободы движения, избавления от недугов и проблем. Комплекс медитативно-сенсорной гимнастики «ГРИДЕНЬ» это методика восстановления целостного здоровья человека, развития данного свыше потенциала Духа, Души и Тела, которая включает в себя оздоровительно-подготовительные разделы, групповые упражнения, дыхательные и энергетические упражнения, психоволновое комплексное действие (движение) «ОГНЕЯР».

 

Список использованной литературы:

1.   Н.И. Шерстенников. Наследие старины глубокой. Практики древней «Великой Северной Традиции». М.: ООО «Вариант», 2014.-300 стр. ISBN 978-5-00080-005-8.

2.   Спортивно-публицистический журнал «Русский стиль. Боевые искусства», 1992, стр. 19-29.

3.   Интернет-источники:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить